Новости
23 февраля 2018, 12:31

Учебник литературы: многознание или воспитание души?

Литература – самый загадочный, самый туманный предмет в школьной программе. И когда мне редакция газеты предложила высказать суждение о школьных учебниках по литературе, я впал в замешательство...

Во-первых, вариантов допущенных в школу учебников и пособий много, и они очень разнятся. Во-вторых, при всей непохожести учебников, приспособленных или к концентрическим, или к линейным программам, они имеют как достоинства, так и вкравшиеся недостатки и даже нелепости. Выбор делает сам учитель - в зависимости от профиля школы. Многое, если не всё, зависит от квалификации учителя. Он и делает выбор, и заказывает тот учебник, который считает наиболее качественным и удобным прежде всего для себя самого - и для подготовки к итоговой аттестации учеников. А это ОГЭ и ЕГЭ.

Опытные учителя давно поняли, что успехи аттестации по литературе зависят не только от учебников, но и от уровня натаскивания, который определяется подбором критериев и требований к заданиям на итоговой аттестации. А эти критерии и требования не выполнишь, если будешь опираться только на учебник литературы и ограничиваться только уроками по предмету, пусть даже расширенно-профильными, ЕГЭ не сдашь. Поэтому ученики, которым необходимы достойные баллы по русскому языку и литературе, ищут репетиторов. Всё, буквально всё подчинено НАТАСКИВАНИЮ к ОГЭ или ЕГЭ. И здесь уже не до любви к СЛОВУ, то есть к литературе, задача которой и вырастить эту любовь. Требования, критерии к оценке творческих заданий вроде и верные, но они по уровню информативности превышают программные требования филфаков за второй и третий курс вузов.

Авторы учебников стараются перещеголять друг друга по объему информативности. Но даже они не смогут в силу ограниченных часов по литературе в школе объять необъятное. Однажды я попросил взрослого человека, в свое время хорошего ученика школы, прочесть любой раздел учебника по литературе и высказать свое мнение. Мой сверстник, прочтя раздел, оценил просто: «Раньше меньше из учебника черпали, а всё понимали. А сейчас – в океан знаний окунаешься, да ничего не понимаешь».

Мой собеседник верно ухватил суть проблемы. Излишнее обилие информации по литературе в учебниках не есть достоинство.

Древнегреческому философу Гераклиту приписывают знаменитую фразу:«Многознание уму не научит». «Наилучшими» людьми философ считал тех, кто предпочитает вместо накопления земных богатств совершенствовать свою душу, учиться рассуждать и размышлять. Нынешние учебники, требования к ОГЭ и ЕГЭ к совершенствованию души не имеют никакого отношения. А рассуждения и размышления по предлагаемым лекалам итоговой аттестации, зовущим к поглощению непостижимой информации, вызывают только отвращение - даже у тех учеников, которым в будущей профессии без литературы не обойтись.

Михаил Мороз, педагог.

Опубликовано eho в Пт, 2018-02-23 11:22 Блог пользователя eho Добавить комментарий Навигация
comments powered by HyperComments

Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg